В Общей части НК–2019 закреплены восемь основополагающих принципов налогообложения, которые призваны обеспечить правовую определенность и стабильность налогового законодательства в Республике Беларусь. Некоторые принципы введены впервые. Во исполнение этих принципов ряд положений НК претерпел изменения и дополнения.
Принципы налогообложения
Так, налогообложение в Беларуси будет основываться на следующих принципах:
1) законности налогообложения.
Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины), не установленные налоговым законодательством;
2) обязательности налогообложения.
Плательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, сборы (пошлины);
3) равенства налогообложения.
Налоги, сборы (пошлины) не могут иметь дискриминационный характер. Льготы, установленные в НК, не должны носить индивидуальный характер;
4) презумпции добросовестности плательщика.
Это один из новых принципов, закрепленных в НК–2019, в целях реализации положений Декрета от 23.11.2017 N 7 «О развитии предпринимательства». Он подразумевает, что плательщик признается действующим добросовестно, пока этот факт не будет опровергнут на основании документально подтвержденных сведений;
5) справедливости налогообложения.
Один и тот же объект налогообложения может облагаться одним и тем же налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период;
6) стабильности налогового законодательства.
Налоги, сборы (пошлины) не могут изменяться в течение финансового года;
7) гласности налогового законодательства.
НПА, регулирующие вопросы налогообложения, подлежат официальному опубликованию. Данный принцип подразумевает незамедлительное опубликование нового НПА «без задержки», чтобы плательщики могли ознакомиться с новшествами и у них было время отреагировать на изменения, в частности получить разъяснения, как применять такой НПА. Отметим, что официальным опубликованием признается доведение НПА до всеобщего сведения путем размещения его текста на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь. Датой официального опубликования акта является дата размещения его на указанном Интернет-портале.
8) экономической обоснованности налогообложения.
Налоги, сборы (пошлины) должны устанавливаться с учетом необходимости обеспечения сбалансированности бюджетных расходов с их доходами. При этом затраты на налоговое администрирование не должны превышать непосредственно налоговые поступления в бюджет.
Действие актов налогового законодательства
Во исполнение вышеуказанных принципов, в частности для того чтобы бизнес мог планировать свою финансовую деятельность и работал в условиях стабильности и определенности налогового законодательства, из НК–2019 исключены нормы, позволяющие законодателю в течение финансового года принимать НПА (решения) об установлении (изменении), введении или прекращении действия республиканских и местных налогов и сборов при уточнении республиканского бюджета.
Из Общей части НК исключена норма, предусматривающая, что НПА, устанавливающие ответственность за несоблюдение налогового законодательства, не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность. Однако пугаться не стоит, ничего не изменится, поскольку данное положение продолжит действовать в рамках Закона о НПА.
Для простоты и понятности норм НК–2019 вводится отдельная статья, в которой будут приведены понятия и термины, используемые в Общей и Особенной частях. В нее вошли как уже имеющиеся в НК понятия и определения, так и новые, к примеру понятия «имущественные права», «иное обязанное лицо» и др.
Понятия и термины гражданского и других отраслей права, не установленные в НК–2019, по-прежнему будут применяться в тех значениях, в каких они используются в этих отраслях права
Налоговый кодекс–2019: новые принципы
